Тест-драйв
LADA XRAY
Рациональный выбор
Цепков Сергей (01.09.2016 )
Фото: PushCAR

В августе 2012 года на Московском Международном Автосалоне все увидели концепт-кар LADA XRAY, тогда он произвел на публику колоссальное впечатление. И вот, спустя три с половиной года, в феврале 2016 XRAY поступил в продажу. Правда, радость была неполной. Увидевший свет автомобиль разделил с концептом лишь несколько дизайнерских штрихов.

Тест-драйв LADA XRAY: Рациональный выбор

До недавнего момента АВТОВАЗ предлагал своим покупателям три версии XRAY. Базовый вариант получил отечественный мотор ВАЗ 21129 объемом 1.6 л мощностью 106 л.с. и 5-ступенчатой французской «механикой» JH3. Версия помощнее обзавелась мотором HR16DE от альянса Renault-Nissan объемом 1.6 л и мощностью 110 л.с., работающим в паре с той же 5-ступенчатой «механикой» JH3. И третий вариант – с отечественным мотором ВАЗ-21179, который был создан в сотрудничестве с английской компанией Ricardo. Имея объем 1.8 л он выдает максимальные 122 л.с., а переключением передач занимается отечественная 5-ступенчатая роботизированная коробка ВАЗ-21827, в которой стоит немецкая система управления от компании ZF.

На сегодняшний день выпуск автомобилей с японским мотором приостановлен, а официальные дилеры распродают оставшиеся у них на складах «Иксреи» с этим мотором. В свою очередь, мотор HR16DE расширил линейку двигателей Renault Sandero. Напомню, что с момента своего появления в 2005 году, HR16DE устанавливался и устанавливается на многие популярные в России автомобили, среди которых Renault Fluence, Nissan Qashqai, Nissan Juke, Nissan Tiida, и на новинку альянса Renault Kaptur. Повезло нам или нет, но в наших руках оказался автомобиль именно с японским мотором.

Хэтчбек LADA XRAY построен на платформе B0, также как Renault Logan и Renault Sandero. Разумеется, специалисты АВТОВАЗа не оставили шасси без изменений, из-за чего ЛАДА получила ряд конструкционных отличий от донора Renault Sandero. Например, ширина колеи у XRAY больше на несколько миллиметров, а задняя подвеска имеет иные крепления амортизаторов и другие пружины, хотя дорожный просвет у обоих автомобилей одинаковый – 19,5 см. Иначе настроенная подвеска в ЛАДА XRAY чувствуется сразу. Там, где Renault Sandero Stepway легко глотает неровности и сохраняет комфорт в салоне, XRAY хорошо содрогается сам и ощутимо потряхивает пассажиров. Работу подвески слышно, и ей не хватает хода и энергоемкости. Итог изменений – «француз», на мой взгляд, едет более плавно и комфортно, нежели LADA XRAY.

Знакомый и проверенный мотор HR16DE владельцу сюрпризов не преподнесет. «Иксрею» его 110 л.с. хватает с лихвой, единственное к чему можно придраться, так это к передаточным числам коробки передач и к не очень информативной педали сцепления, которая требует определенного привыкания, так что небольшие «перегазовки» на старте будут происходить частенько. Максимальный крутящий момент в 150 Нм достигается при 4000 об/мин, разгон до «сотни» ЛАДА XRAY занимает всего 11,1 секунду, весьма неплохой результат в классе. Единственное, чем этот мотор неприятно удивил, так это своей прожорливостью. За время теста средний расход составил 11,8 л на 100 км пути, в то время как производитель обещает 8,9 л в городском режиме.

Управляется XRAY предсказуемо, в движении чувствуется схожесть с Renault Sandero, который меньше обращает внимание на качество дорожного полотна. Как и упомянутый собрат, XRAY технологичен по меркам своего класса и располагает набором современных систем активной безопасности, в которых входят – антиблокировочная система тормозов с усилителем экстренного торможения (ABS+BAS), электронная система распределения тормозных усилий (EBD), система курсовой устойчивости (ESC) и система помощи при трогании на подъеме (HSА). Установлена на LADA XRAY и противобуксовочная система (TCS), которая способствует максимально эффективному старту на скользком или мокром покрытии, плюс, в случае пробуксовки одного из колес, например на проселочной дороге, система имитирует блокировку дифференциала.

Благодаря довольно короткой колесной базе (2592 мм) и достаточным углам въезда и съезда, LADA XRAY уверенно едет по грунтовке и проселочной дороге. При езде по неровностям кузов не хрустит и не скрипит, жесткость кузова ЛАДА XRAY на вывешивании показывает неплохой результат.

Внешность

Новый дизайн автомобилей LADA с Х-образным дизайном передней части и необычными выштамповками на кузове многим пришелся по вкусу. Кстати говоря, подобное стилистическое решение Х-образной «морды» встречается у автомобилей Mitsubishi, которые пришли к этому стилю гораздо позже, чем ЛАДА. А вот подобных боковых выштамповок нет ни у кого, за что дизайну XRAY можно поставить твердую «пятерку». Однако, с точки зрения ремонтопригодности такая красота кузовных панелей может выйти боком. Неизвестно, сможет ли мастер «вывести» все штрихи после мелкого ДТП или придется менять деталь целиком.

О внешних особенностях этого автомобиля долго говорить не приходиться. В отечественном XRAY теперь все, как у любого современного автомобиля: боковые зеркала с повторителями поворотников, хромированные накладки спереди, литые диски R16, противотуманные фары и, пусть рефлекторная, но, красивая передняя оптика. Единственное к чему можно придраться – это лючок бензобака. Он не блокируется центральным замком, а крышка горловины бака просто на резьбе, иными словами бензобак не запирается.

С момента начала продаж прошло полгода, но XRAY все также акцентирует на себя внимание прохожих и соседей по потоку. Они откровенно и с любопытством разглядывают автомобиль, а иногда задуют один и тот же вопрос - «Ну как он?». Когда начинаешь рассказывать о его достоинствах и недостатках, понимаешь, что у людей есть предвзятое мнение к качеству автомобиля и сомнения относительно его обслуживания. Клише, что продукт отечественного автопрома не годится для уважающего себя автолюбителя, прочно засело в умах россиян, и должен пройти еще не один год, чтобы изменить это мнение. На мой взгляд, новые LADA XRAY и Vesta способны поменять эти стереотипы.

Салон

Салон «Иксрея» не балует изысканностью. Выглядит он очень просто, при этом качество исполнения достойное. Все детали закреплены хорошо, зазоры элементов салона ровные. Рулевое колесо пластиковое с формовкой под перфорацию и имеет кнопки управления аудио и гарнитурой. По центру панели поместили большой дисплей мультимедиа системы с сенсорным управлением, в которой предусмотрены – навигация, радио, выходы USB и AUX. А вот послушать музыку на CD уже не получится, разработчики посчитали нужным отказаться от дисков в пользу «флешек». Под мультимедиа центром расположен блок климатической системы. Больше салону предложить нечего, за исключением одного полезного модуля на потолке – системы экстренного оповещения ЭРА-ГЛОНАСС. Работает она в двух случаях. Первый, довольно печальный, в случае ДТП система автоматически передаст сигнал в службу спасения о происшествии и сообщит им ваши координаты. Второй, если вы попали в экстренную ситуацию, то вы можете нажать кнопку SOS и, например, вызвать полицию. Единственный минус системы – это плохо развитая зона покрытия, как в самой России, так и за ее пределами.

Сидения LADA XRAY всем уже хорошо знакомы. Они скопированы у Sandero, поэтому все недочеты француза поселились и в этом хэтчбеке. Конечно, в них можно сидеть без проблем, но не очень удобный профиль способен испортить настроение в долгой дороге. Передние подголовники сделаны как будто просто «для вида» и не приспособлены для использования. Чтобы прислониться к ним, голову придется запрокинуть назад. О задних пассажирах позаботились чуть лучше. Места достаточно, чтобы три человека расселись вполне легко. Также предусмотрены и крепления ISOFIX для детских кресел. О безопасности позаботились чуть меньше. Все версии «Иксрей», от базовой до максимальной, оснащены двумя фронтальными подушками безопасности, а все тот же Сандеро Степвей в максимальных комплектациях имеет еще и боковые подушки.

Багажник

Объем багажника LADA XRAY составляет 361 л, что на 41 л больше багажника SANDERO Stepway. Если сложить задний ряд сидений, то можно получить объем в 1207 литров, и с этим уже можно как-то жить. Есть также и дополнительный отсек в подполе, однако возникают сомнения о возможностях его использования. Высота отсека всего не более десяти сантиметров, так что грузить туда можно только что-то плоское.

Вывод

Хэтчбек LADA XRAY, именуемый в АВТОВАЗе кроссовером, является отличным примером совместной работы наших специалистов и альянса Renault-Nissan. Разумеется, это совсем не тот XRAY, который показали в 2012 году. Его сложно назвать кроссовером, это, конечно же, хэтчбек с высоким клиренсом, который оснащен современными система активной безопасности за весьма разумную цену. Именно цена и выделяет его на фоне конкурентов. И, именно XRAY стал одним из важных шагов АВТОВАЗа на пути к созданию новых, качественных, и современных автомобилей марки LADA.

Стоимость протестированного автомобиля от 779 000 руб.

Выражаем благодарность представительству АВТОВАЗа за предоставленный на тест-драйв автомобиль