Тест-драйв
Acura RDX
Американский азиат
(17.06.2014 )
Фото: PushCAR

Компания Acura пришла на российский рынок весной 2014 года, последней из всех премиальных японских брендов. Чем это объясняется, сказать сложно, так как в завоевании рынка США компания Honda, которой принадлежит бренд, приняла самое прямое участие. Достаточно сказать, что Civic для американцев – такой же персонаж фольклора, каким для россиян стала «классика», только наоборот. Совет купить Хонду следует воспринимать как «потратить мало денег, и купить нечто непритязательное, но не требующее никакого внимания». Honda – значит ездит, даже когда сквозь кузов уже просвечивает асфальт.

Тест-драйв Acura RDX: Американский азиат

Возможно, руководство Acura «копило силы» и вскоре удивит нас каким-то неожиданным громким релизом, каким в свое время стало появление QX70 (в недавнем прошлом FX) от Infiniti или Lexus RX. Пока Acura ни о чем таком не заявляла. Компания вошла на наш рынок с двумя моделями, и обе они давно уже продаются в Америке - Acura MDX и RDX. На данный момент в России их продажами занимаются лишь два дилерских центра. К тому же, RDX можно приобрести в единственной комплектации. Такое впечатление, что автомобиль, который стоит рекордных для кроссовера такого класса и происхождения денег – от 2,2 миллионов, привезли в страну «для ассортимента». Возможно, мы стали свидетелями «затишья перед грозой»: в конце концов, именно Honda в 80-е годы била все рекорды продаж японских автомобилей на североамериканском континенте.

Кроссовер Acura RDX вызывает удивление у всех, в том числе, у тех, кто пришел в автосалон, чтобы сравнить автомобиль с одноклассниками, и вышел с подписанным договором. В России за подобными автомобилями давно закрепилось название «американец». Стереотипное представление об американских автомобилях выглядит примерно так: у всех кожаный салон, пятилитровый двигатель, куча опций, и на них трудно найти запчасти. Человек, решившийся на покупку «американца» похож на туриста, обнаружившего, что путевки на популярные направления раскуплены, и в агентстве ему сообщили, что в продаже остались только туры в Мьянму. Отпуск уже начался, и нужно что-то решать.

Полагаю, что людей, способных сходу назвать столицу этого государства, найдется немного. Еще меньше тех, кто знает, чем хорош тур в эту азиатскую страну. А между тем, в Мьянме есть место, где на одном квадратном километре находится пять тысяч прекраснейших буддистских храмов. Вы никогда не пожалеете, если решитесь туда съездить. И вот еще один факт: среди людей, владевших «американцем», вы не найдете тех, кому это не понравилось. Расспросите знакомых, вы будете удивлены, какие приятные воспоминания об этих странных машинах они хранят. Продолжив расспросы, вы узнаете, что их «Бьюики» и «Шеви» были не слишком-то надежны. Это стереотипное мнение будут повторять все опрошенные, пока вы не встретите человека, владевшего американским японцем. Поэтому, вполне возможно, что спонтанное решение приобрести Acura RDX может стать одним из самых приятных событий в вашей жизни.

Ладно скроенный спортбайк

Сравнение с Мьянмой не случайно: перед вами не просто американец, а американский азиат. Экстерьер автомобиля несет в себе все признаки японского дизайна, который отличается от европейского полным отсутствием желания пускать пыль в глаза лишними деталями. Кузов похож на произведение современного художника, работающего в стиле минимализма - абстрактную скульптуру, высеченную из глыбы целиком. Впечатление такое, что даже зазоры нанесены в качестве финишных штрихов, ведь должны же двери как-то открываться. Тема композиции - стремительность. Такое же ощущение вызывает монолитный обвес серьезного спортбайка, лишенный деления на сегменты. Кстати, название кроссовера с таким же успехом можно было бы использовать для мотоцикла.

На кузове, кроме зеркал, нет ни единого лишнего элемента, мешающего воздуху струиться вдоль гладких боков с двумя горизонтальными складками. Взглянув в профиль, понять, что у автомобиля «низкий коэффициент лобового сопротивления», можно, даже если вы не знаете, что это такое – от приплюснутого носа к заваленному лобовому стеклу и до самого спойлера на задней двери ничего движению воздуха помешать не может.

Однако, как это часто бывает с произведениями японского дизайнерского искусства, есть в кузове и такие линии, от которых на первых порах хочется отмахнуться, и в данном случае это радиаторная решетка. Любому человеку, обладающему зачатками художественного вкуса и помнящему школьный курс по изобразительному искусству ясно, что решетка подпадает под понятие гротеск. Ее «улыбка» слишком широка по горизонтали и вертикали в сравнении с другими элементами передней части, и придает в целом агрессивному облику RDX элемент «мультипликационности». Тот, кто видел пиксаровские «Тачки», поймет, хотя радиаторная решетка RDX напоминает еще и физиономию робота из японского аниме. На две части по горизонтали «улыбку» делит массивный хромированный «брекет» перекладины с логотипом, поразительно напоминающим знак «Автомагистраль». Впрочем, для них автомобиль, при своих 7,9 секундах разгона до 100 километров, и создан.

Колесные диски – еще один абсолютно «японский» элемент. Это пятилучевая восемнадцатидюймовая звезда, в которой каждый луч разделен на две части разной ширины и сложного профиля. Лучи придают колесам сходство с гребным винтом или лопастями пропеллера. Возникает впечатление, что колеса, поставленные на крышу в горизонтальном положении, вращаясь, подняли бы автомобиль в воздух.

При взгляде на заднюю часть автомобиля вновь приходит сравнение с мотоциклом, только на этот раз – класса туринг. Это те самые мотоциклы с громкой аудиосистемой и огромным количеством фонарей на задней части, придающим байку вид новогодней елки. С RDX ситуация похожая – задние фонари длинные, яркие и занимают, кроме задних крыльев еще и часть пространства багажной двери.

Их форма перекликается с фарами головного света, которые у RDX очень хороши. Внимательные орлиные глаза, далеко врезающиеся острыми углами в передние крылья, придают кроссоверу слегка угрюмый и агрессивный вид.

В целом, можно сказать, что внешность автомобиля – своего рода парадокс. С одной стороны, внешние элементы просты и немногочисленны. С другой, их сочетание создает такую композицию, которая обеспечит вам удивленные взгляды соседей по потоку и пешеходов. Acura RDX пока не часто встречается на дорогах, поэтому стоит быть готовым к тому, что инспектор ГИБДД, проверив документы, задержит вас на лишние пятнадцать минут для обсуждения достоинств автомобиля.

Есть и еще один момент, который хочется отметить особо: дизайнерам Acura удалось найти решение, благодаря которому задний бампер как выделяющийся элемент перестал существовать. Он превратился в небольшой выступ в нижней части кормы, а швы стали продолжением штампованных граней, расходящихся из центра багажной двери вбок и вверх. Кромка двери опущена так низко, что между ней и нижней частью кузова остается лишь незначительная узкая полоска выгнутого пластика.

Настоящий американский кроссовер

Это действительно так. Век таких автомобилей в прижимистой Европе давно прошел – идеальный автомобиль для европейца это небольшая малолитражка, которую можно заправлять биодизелем.

Двигатель в RDX – атмосферный V6 объемом 3.5 литра, развивающий 273 лошадиные силы и 340 Нм крутящего момента. Однако не спешите делать выводы – автомобиль даже при полном приводе и максимальной скорости в 210 километров в час достаточно экономичен.

В RDX установлен новый двигатель, разработанный с учетом всех без исключения инженерных решений последних лет, нацеленных на экономию топлива. В легкий алюминиевый блок установлены поршни с кольцами, обладающими повышенным коэффициентом скольжения, полый коленчатый вал, и многое, многое другое. Результат впечатляет – вряд ли вы найдете другой кроссовер весом 2260 килограмм с двигателем V6, потребляющий 7,6 литра на 100 километров по трассе и 10 - 12 литров 95-го бензина в смешанном режиме. За время теста наш расход составил порядка 16,3 литра на сотню, но мы и не скупились на активные ускорения.

После 2008 года американцы научились экономить деньги. Переходить на четырехцилиндровые двигатели они пока не готовы, поэтому производители придумали для них идеальный компромисс, позволяющий, как говорят японцы, «сохранить лицо» - систему, отключающую половину цилиндров в тех случаях, когда нет необходимости использовать все 200+ лошадиных сил.

В Acura RDX этот принцип возведен в абсолют. Система отключения называется VCMII. В работе она использует большое количество данных, полученных от многочисленных датчиков. В итоге, разработчикам удалось добиться того, что все 6 цилиндров задействованы в строго определенных ситуациях – при резком разгоне, подъеме в гору, при прогреве двигателя. Пока автомобиль мчится по шоссе на постоянной скорости, знайте, вы едете на трех цилиндрах. Зато, когда вы нажмете педаль в пол, раздается такой сдержанный басовитый рев, который заставит любого владельца четырехцилиндрового автомобиля пожалеть о выборе в пользу «экономии».

Оснастив кроссовер атмосферным двигателем с проверенной системой управления фазами газораспределения I-VTEC, компания решила не отступать от принципа надежности и снабдила RDX старой проверенной трансмиссией от Honda CRV предыдущего поколения. Это значит, что привод у автомобиля преимущественно – передний, а степень участия задних колес обусловлена характером дорожного покрытия. Автоматическая шестиступенчатая коробка передач, по современным меркам, слегка задумчива, зато надежна. Естественно, при такой мощности двигателя предусмотрен ручной режим управления коробкой при помощи подрулевых лепестков и спорт-режим.

Партнер без носков

Раздел «Интерьер» на официальном сайте Acura Россия начинается с пункта «Передние сиденья». Возможно, дело в том, что это самый заметный и необходимый элемент, а может быть, потому, что сиденья действительно удачные. Они для тех, кто уже заслужил на работе право на кожаную мебель. Сравнение с офисными креслами не случайно – заглянув в салон, невольно хочется бросить взгляд вниз, чтобы проверить, есть ли там хромированная крестовина с колесиками. Впрочем, вниз мы еще заглянем.

Удобство соответствует уровню премиального седана. Это выражается в отделке перфорированной кожей, восемью направлениями регулировки, двухуровневым подогревом и боковой поддержкой, гарантирующей удобство посадки при любом крене. При этом разработчики понимали, насколько требовательными окажутся покупатели их недешевого творения. Если вы не один ездите на этом автомобиле, перестраивать сиденья не придется – для другого водителя предусмотрен второй ключ, запоминающий пользовательские настройки.

Задние сиденья внешним видом и удобством не уступают передним, если не принимать во внимание отсутствие регулировок. Места хватит на троих, но средняя часть с покатым передним краем подушки не вызывает желания сидеть посередине. Если бы в этом месте пролегал привычный трансмиссионный туннель, можно было бы смело говорить о четырехместном автомобиле, но пол абсолютно ровный. Откинув огромный задний подлокотник, служащий в закрытом состоянии частью раскладной спинки, вы увидите два подстаканника. К огромному сожалению, это единственное удобство, предусмотренное для задних пассажиров. Хотя, это не совсем верно – на задней части центральной консоли есть полочка для мелочей.

Передняя панель и рулевое колесо не вызовут восхищения, но и не разочаруют. Их можно сравнить с повседневным темно-серым костюмом, купленным за большие деньги – невыразительным, но идеально сидящим и приятным на ощупь. Весь пластик в салоне, за исключением накладок, отличается исключительной мягкостью. Каждая деталь подогнана идеально – скрипеть здесь точно ничего не будет.

Под небольшим козырьком в центре панели скрывается от солнца пятидюймовый цветной дисплей. Пожалуй, самое интересное из того, что на нем можно увидеть – специальная сетка, наложенная на изображение с камеры заднего вида. Сетка, а вернее, лесенка, служит для сравнения расстояния до объектов. Нечто подобное есть в электронном оптическом прицеле. Ближняя «ступенька» символизирует предельно малое расстояние до объекта.

Аудиосистема не блещет именем производителя Hi-Fi акустики, но играет хорошо и позволяет подключать к себе что угодно – через Bluetooth или разъем USB, сокрытый в небольшой нише с крышкой рядом с селектором выбора режима АКПП.

О панели приборов и кнопках управления сказать почти нечего, кроме того что они отличаются выверенной аккуратностью исполнения. Приборы – два контрастных круга с хорошо различимыми цифрами. Кнопки из серого и черного пластика украшают хорошо различимые надписи и пиктограммы. Как уже было сказано, выбрать из нескольких комплектаций в России нельзя, нужно приобретать то, что есть. Такой подход заставляет вспомнить доктрину Стива Джобса – вы покупаете то, что для вас приготовил производитель. Он лучше знает, что вам нужно. Многим это может оказаться близко – элементарно нет времени ломать голову над комплектацией.

А теперь обещанный взгляд под водительское кресло. Здесь открывается основной недочет салона. Стоя на асфальте и глядя на педальный узел с удивлением обнаруживаешь ничем не прикрытый блок предохранителей, жгуты проводов и другие элементы автомобильного «закулисья». Переведя взгляд выше, вновь видишь аккуратный деловой салон. Очень странное впечатление – такое бывает, когда случайно заглянешь под стол во время переговоров и неожиданно понимаешь, что безукоризненно одетый партнер случайно одел носки разного цвета. Разумное объяснение этому может быть только одно – вежливые деловые японцы не приучены смотреть на педальный узел своего, а уж тем более, чужого автомобиля.

Традиционность и явное нежелание устанавливать в дорогой автомобиль плохо «обкатанные» узлы заметна как в органах управления, так и в системах безопасности Acura RDX. Еще в 2006 году модель предыдущего поколения получила 5 звезд за сохранность водителя и пассажира при лобовом столкновении. В 2014 году этот рейтинг едва ли ухудшился. Подушек безопасности 6, включая «аэрбеги» занавесочного типа, защищающие головы людей, сидящих на передних и задних сиденьях в случае бокового столкновения. Приятная деталь – подушки повинуются сложной электронной системе управления, регулирующей скорость и порог срабатывания в зависимости от многих факторов. Дополнительную защиту обеспечивают активные подголовники и ремни безопасности. Здесь тоже не обошлось без интеллектуального управления – система распознавания положения пассажира использует датчики, встроенные в спинки кресел и способна, по заявлению производителя, отличить даже пассажира низкого роста от ребенка!

Верная принципу упрощения ради надежности, Acura избавила RDX не только от капризной турбины, но и от усложненной системы полного привода SH-AWD, вернув испытанную AWD. Рулевое управление усиленно хорошо настроенным ГУРом. В сочетании с превосходно настроенной подвеской и современной системой курсовой стабилизации автомобиль ведет себя предсказуемо на любой скорости, несмотря на ощущение высокого центра тяжести, свойственного всем кроссоверам. Настройка подвески характерна для «американца» и, очевидно, не претерпела изменений с целью адаптации к российским дорогам. Впрочем, в излишней мягкости ее не обвинишь – автомобиль держится на дороге как влитой.

Немного философии в заключение

В случае с брендом Acura сказать, что компания «вышла на новый рынок», достаточно сложно. В Соединенных Штатах автомобили Lexus, Infiniti и Acura, продаются уже очень давно. Нельзя сказать, что эти бренды конкурируют между собой – у каждого из них давно сложился круг поклонников. Поэтому было бы правильней сказать, что Acura – «теперь и в России». Пройдет совсем немного времени, и стилизованная буква «А» логотипа этой марки станет привычным явлением на наших дорогах.

На данный момент автомобиль стоит рекомендовать тем, кто не страдает зависимостью от брендов и не относится к тем людям, которые не видят себя ни в чем ином, кроме BMW или Land Rover. Эта зависимость имеет характер каприза и лишена какой-либо фактической основы. Acura RDX не менее надежна, позволяет в полной мере получить удовольствие от вождения, экономична и практически лишена изъянов. А если уж говорить об иррациональных чувствах, то RDX дает дополнительную возможность выделиться тем, кто решит ее купить в ближайшее время, пока новый кроссовер еще вызывает заинтересованные взгляды окружающих.

Стоимость автомобиля Acura RDX (3.5 AT AWD) от 2 199 000 руб.

Выражаем благодарность представительству Acura за предоставленный на тест-драйв автомобиль