Тест-драйв
KIA Soul
Электрический автомобиль
(22.09.2014 )
Фото компании KIA и PushCAR

Полностью электрический автомобиль для России уже не диковинка, но это не средство передвижения, а всего лишь игрушка для обеспеченных людей. Не будем лукавить, аудитория поистине экономных и настолько продвинутых людей в нашей стране мала. Это американцы и европейцы, благодаря развитой инфраструктуре могут покупать такие авто. У нас же прогрессивная богатая прослойка общества пока развлекается такими штучками. Однако, не за горами то время, когда на выбор покупателей в любом автосалоне помимо бензиновых, дизельных и гибридных машин появятся полностью электрические автомобили. Уже сейчас практически все крупные автопроизводители показывают миру свою прогрессивную продукцию, которая с годами, в силу своей экологичности и экономичности, должна будет вытеснять привычные для нас автомобили.

Тест-драйв KIA Soul: Электрический автомобиль

Описывать мировую арену электрических автомобилей я не буду, речь пойдет о нашей стране, в которой мы живем и покупаем автомобили. Что мы имеем на сегодня? Полностью электрический Mitsubishi i-MiEV за 999 000 руб., но он мал и не каждый готов пользоваться маленьким автомобилем «А» класса. Есть не официальная, но очень нашумевшая Tesla Model S за которую просят не менее 4,5 млн рублей. Есть гибридный Mitsubishi Outlander PHEV, у которого мощность ДВС меньше суммарной мощности электромоторов, что по сравнению с другими японскими гибридами, делает его ближе всех к классу электрических авто. Эта машина появилась в продаже в сентябре этого года, и ценник ее начинается от 1 799 000 рублей. На мой взгляд, на данный момент это самый удачный вариант для покупки. Есть мощный гибридный спорткар BMW i8 за более чем 8,8 млн, но мощность ДВС у него больше, чем совокупная мощность электромоторов. Есть еще гибридные Toyota и Lexus, но это уже другая история и другие деньги. Нам же требуется доступный по цене и полностью, 100% электрический автомобиль, и это решение предложила компания KIA Motors, которая привезла на ММАС-2014 свою новинку KIA Soul EV. По удачно сложившимся обстоятельствам нам удалось покататься на этом автомобиле еще до его премьеры на московском автосалоне. Однако сразу поясню, что пока в России продавать Soul EV KIA Motors не собирается. Представители компании пояснили, что все зависит от интереса покупателей, мол, будут запросы, будет и автомобиль. Как мы не пытали производителя, чтобы узнать стоимость нового электрического автомобиля, получили в ответ лишь диапазон цен от 1 до 2 млн рублей.

Внешность KIA Soul EV отличается от обычной модели Soul. В дизайн внесли несколько новых штрихов. Передняя решетка закрыта пластиком, под которым укрыт разъем для подзарядки. Блок передних фар получил двухлинзовую компоновку, то есть теперь ближний и дальний свет работают по прожекторному типу. Сами же линзы имеют бирюзовую окантовку. Противотуманные фары тоже получили линзованную оптику. Сбоку в глаза бросаются креативные литые диски, которые помимо красоты имеют сниженное аэродинамическое сопротивление при движении, а на крыле красуется шильдик с надписью Eco electric, говорящий об электрической направленности этого автомобиля. Задняя часть автомобиля тоже не осталась без внимания, блок задних фар получил новый рисунок габаритных огней, хорошо заметный в темное время суток. Soul EV предлагается в трех цветовых гаммах: жемчужно белый с бирюзовой крышей, ярко-синий с белой крышей и серый с белой крышей. Инженеры при помощи минимальных доработок и изменений смогли создать в этом автомобиле некую «футуристичность», что собственно и требовалось. Ведь именно это понятие сегодня в первую очередь ассоциируется с электрическими автомобилями.

Внутри KIA Soul EV имеет свою изюминку. Первым делом салон встречает светло-серыми тонами интерьера. Кстати есть еще и вариант с темно-серым салоном. Элементы отделки, как и в обычной модели Soul выполнены из качественных материалов и подогнаны между собой добротно. Сидения имеют бирюзовую прострочку во всех версиях и с любым цветом кузова. Сама концепция салона не изменилась, но получила новые элементы. Щиток приборов выполнен из трех LCD дисплеев - по центру расположен экран для вывода данных бортового компьютера, а по бокам дисплеи имитируют обычные приборы: спидометр, данные о заряде и запасе хода. Очень понравилось качество и четкость картинки, а цветовые сочетания хорошо подобраны и не раздражают глаз. По центру панели приборов тоже расположен дисплей, его диагональ 8 дюймов, он отображает информацию о мультимедиа, а также важные данные, связанные с самой работой электромобиля, то есть состояние аккумуляторной батареи, энергопотребление, пробег до следующей зарядки и другое. Понравилось, что за вывод данных отвечает дружелюбный и понятный интерфейс, напоминающий по своей структуре современные смартфоны. Важно заметить, что у нового поколения Soul обычный ручной стояночный тормоз, в то время как у версии EV уже электрический парковочный тормоз. Кстати рядом с ним расположена кнопка включения ECO режима, которая активизирует все системы, обеспечивающие максимальное сохранение энергии и рекуперацию. Отличен от обычного Soul и климат-контроль, который обладает полезными «навыками», то есть имеет функцию Driver Only, которая способна разделять зоны кондиционирования, допустим, если активирована эта функция, то обдув будет осуществлен только в зону водителя. Тем самым система сэкономит энергию. Причем данная «фишка» не в том, что автоматика, просто перекроет воздуховоды пассажира, а в том, что архитектура построения и система управления сделаны совсем иначе. Климатическая система имеет и таймер, который может активировать систему отопления или кондиционирования в нужный момент и создать к приходу владельца комфортный температурный режим. Помимо этого в Soul EV имеется вентиляция сидений и аудиосистема марки Infinity с качественным звучанием.

Сидения салона не претерпели новых изменений за исключением обшивки и прострочки голубого цвета. Профили и посадка пассажиров осталась прежней, несмотря на практику уменьшения салона из-за особенностей расположения батареи в электромобилях. Дело в том, что расположена она в нижней части автомобиля практически вдоль всего пола. Возможно, пассажиры второго ряда будут чувствовать себя немого более скованно, потому что высота пола выросла, и запас для ног задних пассажиров уменьшился на 80 миллиметров. По той же причине в багажном отсеке не осталось места для докатки и тем более запаски, в подполе лежит ремкомплект для шин и оборудование для подзарядки автомобиля.

Перейдем к самому интересному, а именно узнаем, что же установлено у этого автомобиля под капотом, какая батарея питает электромобиль KIA и как это все выглядит в движении. KIA Soul EV оснащен электродвигателем мощностью 81,4 кВт, которые эквивалентны 110 лошадиным силам. Максимальный крутящий момент составляет при этом 285 Нм, который доступен с самого старта. Тяга электромотора передается на передние ведущие колеса через бесступенчатый редуктор, который позволяет реализовать разгон до 100 км/ч всего за 11,2 секунды. Максимальная скорость Soul EV составляет 145 км/час. Батарея построена из литий-ионных полимерных аккумуляторов, запас ее мощности 27 кВт*ч, что делает KIA Soul EV одним из лидеров по запасу хода, который составляет 212 км в смешанном цикле эксплуатации. Серьезным достижением инженеров стал показатель плотности заряда, который составляет 200 Вт*ч/кг, что делает Soul EV лучшим в своем классе по запасу энергии относительно суммарной массы аккумуляторов.

На протяжении трех лет велась работа над созданием аккумуляторной батареи компанией KIA Motors совместно со специалистами из корейской фирмы SK innovation, которая занимается альтернативными источниками энергии. Перед специалистами разработчиками стояла задача сделать максимально эффективной работу батареи в разных режимах, включая высокие и низкие температуры. Добиться более эффективной отдачи энергии позволило сниженное внутреннее сопротивление, достигнутое за счет использования катодов из никель-кобальт-магниевого сплава и углеграфитовых анодов. Испытания KIA Soul EV проходили в Швеции, именно они показали способность эксплуатации автомобиля даже при -35 градусах по Цельсию. При данной температуре не было критических потерь энергии, потому что в системе реализована схема подогрева аккумуляторной батареи. Она обеспечивает температурную изоляцию аккумуляторов и их предварительный подогрев, уменьшающий отрицательное влияние на уровень заряда низких внешних температур. Кстати гарантия на батарею, как и на всю машину 5 лет. Расчетный ресурс батареи – 10 лет эксплуатации, то есть более 300 000 км.

Инженеры KIA Motors не обошли вниманием безопасность батареи при аварии, в батарее пластины-сепараторы каждой ячейки покрыты керамикой, которая обеспечивает механическую защиту аккумулятора. Специальная система защиты от перезаряда постоянно контролирует температуру батареи, и электрический ток.

В штатное оборудование KIA Soul EV входит зарядное устройство мощностью 6,6 кВт, которое как раз лежит в нише запасного колеса в багажнике. Это приспособление позволяет полностью зарядить автомобиль за 5 часов от станции переменного тока. Если заряжать Soul EV от розетки в 230 В / 8А, то процесс 100% зарядки растянется на 18 часов. Однако, Soul EV имеет выход и возможность заряжаться от станции постоянного тока при помощи порта CHAdeMO, в результате использования этой системы добиться полного заряда автомобиля можно за 25-35 минут. Таких зарядных станций в Москве есть три штуки, но в ноябре этого года их будет уже шесть. Всего же в Москве по состоянию на ноябрь 2014 года в зоне Садового кольца должно быть организовано 150 заправочных комплексов, включая шесть быстрых, с выходом CHAdeMO, сообщает Департамент топливно-энергетического хозяйства.

Кстати уровень заряда автомобиля легко определить с улицы, под лобовым стеклом на панели приборов расположены светодиодные лампочки, которые показывают степень заряда автомобиля. Это удобно потому, что нет необходимости, садится внутрь и смотреть дисплей на панели приборов. Также хорошо видно эти лампы из салона, когда едешь за рулем.

Когда подходишь к этому автомобилю сразу и не поймешь, работает он или нет, обо всем говорят только приборы. Отсутствие шума работы двигателя ощущать, по меньшей мере, странно. Перевожу селектор редуктора в положение «D», жму уверенно на педаль газа и ощущаю плавное, но очень стремительное ускорение. Причем беззвучное с характерным ощущением мощной тяги, подобное испытываешь в троллейбусе, когда водитель решает, хорошо притопить. У редуктора есть два типа главной передачи обычный режим D(Drive) и B(Brakes). Режим «B» позволяет системе добиться возврата максимального количества энергии от системы рекуперации при торможении. Рекуперативная система преобразует кинетическую энергию автомобиля в электрическую при каждом его замедлении и торможении. Современный KIA Soul EV максимально по крупицам с помощью рекуперации, прогрессивного климат-контроля и других систем собирает и сохраняет жизненно необходимую энергию, для того, чтобы автомобиль на 100%-й электротяге мог проехать 212 километров. Самое интересное, что все эти особенности не заметны, вы просто двигаетесь, а автомобиль проводит большую работу.

Несмотря на то, что тест-драйв KIA Soul EV проходил в загородном гольф-клубе, где в распоряжении каждого журналиста было не более шести километров пути на знакомство с автомобилем их хватило для того, чтобы составить первое впечатление об этой машине. На этом не большом отрезке пути была возможность оценить и управляемость на змейке, пройти поворот на скорости и порядочно разогнаться на прямой. Soul EV продемонстрировал отличную устойчивость. Центр тяжести KIA Soul EV стал значительно ниже, чем у обычного Soul, поэтому рулится он заметно интереснее. Выросшая на 200 кг снаряженная масса Soul EV до 1513 кг вовсе не помеха. Когда управляешь этим автомобилем, ощущаешь его монолитность и собранность. Тут важно заметить, что силовая конструкция кузова модели EV отличается от обычного Soul. Под кузовом Soul EV проходит пять поперечных балок, фиксирующих аккумуляторную батарею. Доля использования в конструкции сверхпрочных сталей стала больше на 2,1%, что позволило увеличить жесткость кузова также на 2% по сравнению с обычным хэтчбеком Soul. Казалось бы мелочи, но в общем зачете этой модели в сравнении с предыдущим поколением, это большой результат.

Когда едешь в этом автомобиле, состояние тишины и покоя не покидает, хотя есть небольшое подвывание электродвигателя. Над шумоизоляцией инженеры тщательно трудились и снизили механические вибрации, шум шин и аэродинамические шумы благодаря применению шумоизоляционных материалов в отделке передней панели, подкапотном пространстве и на щите моторного отсека у основания лобового стекла.

Подвеска KIA Soul EV оказалась схожей с обычным Soul. Она энергоемка и устойчива, ход у нее средний, но довольно мягкий.

Оригинальным решением в KIA Soul EV стали и шины, которые получили низкий коэффициент сопротивления качению. Эти шины размерностью 205/60 R16 были разработаны компанией Kumho специально для Soul EV. Использование специального компаунда и оригинальный профиль шины обеспечивает снижение сопротивление качению на 10%, в сравнении с аналогами. Важно, что ездовой комфорт, а также тормозной путь и уровень шума при этом не превысили критических показателей.

Впечатления от поездки на этом автомобиле и исчерпывающая консультация специалистов показали, что будущее на электромобилях не за горами. Департамент топливно-энергетического хозяйства сулит появление и доступность новых электрозаправок, Департамент транспорта отменил пошлины на 100% электромобили. Все это дает надежду скорое развитие и популяризацию электрического транспорта на дорогах Москвы и крупных городов страны. Для развития популярности таких автомобилей как KIA Soul EV, по всей России в целом необходимая инфраструктура пока недостаточно налажена.

Удобен этот автомобиль будет тем, кто не ездит более 100 км в день, живет загородом и работает там, где есть удобная зарядка.

Представительство KIA Motors в России оценивает сейчас интерес потребителей к этому автомобилю, и если чаша весов перевесит в сторону «KIA Soul EV», то он будет продаваться в России. В Европе и в Америке продажи Soul EV стартовали уже в июне этого года. Компания KIA планирует реализовывать в год порядка 1000 автомобилей, основные продажи рассчитаны на прогрессивные страны покупающие электромобили Данию и Норвегию.

Даже если в нашей стране и не появится KIA Soul EV, то мы наглядно убедились в том, что KIA ведет серьезную работу в мировой автоиндустрии электромобилей, предлагая новые технологии и решения.

Выражаем благодарность представительству KIA за предоставленный на тест-драйв автомобиль