Дайджест

Toyota пересаживает американцев на водородные автомобили

Фото: Toyota

Продажи Toyota Mirai на водородном топливе превысили 3 000 штук, и это несмотря на слабо развитую инфраструктуру водородных заправочных станций в США. Они имеются только в штате Калифорния и пока довольно в ограниченном количестве.

Рынок автомобилей на водороде только развивается, тем не менее, потенциальным покупателем есть между кем выбирать. Компания Toyota представила свою модель Mirai на водородных топливных элементах (FCEV) в октябре 2015 года. При этом Hyundai начал выпуск первого в мире массового водородомобиля Tucson Fuel Cell в 2013 году, который в Европе имеет название ix35 Fuel Cell. В 2015 Hyundai отправила первые партии автомобилей в США и Европу. В том же 2015 Honda сделала седан Clarity Fuel Cell. Примечательно, что в условиях такой конкуренции, жители Калифорнии в 80% случаях отдали предпочтение именно марке Toyota. Во время дебюта в 2015 году Toyota прогнозировала продать в США 3 000 Mirai к 2017 году, и планы компании удалось реализовать.

В отличие от конкурентов автомобиль Toyota Mirai можно приобрести, он стоит $57 500, примерно 3,2 млн рублей. Вариант с арендой у японского производителя также возможен и обойдется в $349 в месяц, по нынешнему курсу около 19 500 рублей. Соперники Toyota по рынку предлагают свои водородные автомобили в США исключительно в аренду. Корейский Hyundai Tucson Fuel Cell обойдется в $499 в месяц (27 944 руб.), а японский Honda Clarity Fuel Cell выйдет арендатору в $369 в месяц (20 664 руб.).

Автомобили на водородном топливе дружелюбны к окружающей среде и в будущем вполне могут конкурировать с электромобилями. Не удивительно, что автопроизводители заинтересованы в развитии FCEV. Правда, на данном этапе стоимость заправки такого авто довольно высока, поэтому при покупке или аренде водородомобиля компании предоставляют клиентам бесплатное топливо в течение первых трех лет его эксплуатации. В настоящий момент средняя цена на водородное топливо в Штатах составляет $13,99 за кг (примерно 784 руб.), однако американцы прогнозируют с развитием инфраструктуры падение цены до $8 за кг (примерно 448 руб.) к 2020 – 2025 году.

На сегодняшний день эксплуатация автомобиля на водородных топливных элементах непомерно дорога по сравнению с бензиновыми машинами. Цена на бензин в США находится в пределах $3,5 (196 руб.) за галлон (4,55 л), если перевести в привычные российские цифры, то примерно 44 рубля за литр топлива. Исходя из того, что бензиновый автомобиль в среднем потребляет порядка 10 л на «сотню», то выйдет, что затраты будут $7,9 (440 руб.) на 100 км. Toyota Mirai имеет бак на 5 кг водородного топлива, а потребляет в смешном цикле 0,76 кг на 100 км (паспортные данные). Однако результаты тестов различных автомобильных изданий показали, что Mirai расходует не меньше 1 кг на 100 км пути. Так что стоимость поездки на таком автомобиле составит около $13,99 (784 руб.), а в случае обещанного снижения цены станет в районе $8 (448 руб.), что приблизит расходы к расценкам на обслуживание бензинового авто. Кстати, Toyota Mirai на одном полном баке способна проехать 500 км пути, японский конкурент Honda Clarity Fuel Cell - 590 км, а кореец Hyundai Tucson Fuel Cell всего 426 км.

Хотя компании и берут водородную заправку на свой баланс, остается еще одно неудобство для водителей, связанное с небольшим количеством заправочных станций. Так житель Калифорнии привязан этим автомобилем к штату и вынужден далеко не отдалятся от крупных городов таких как Лос-Анжелес, Сан-Диего, Санта-Барбара и Сан-Франциско.

Компания Toyota верит в будущее автомобилей на водородных топливных элементах и в партнерстве с FirstElement Fuel и топливной компанией Shell строит заправочные станции в Калифорнии. В настоящий момент в этом штате работает 31 заправочный комплекс и еще 12 заправок планируется открыть в 2018. Помимо этого компания Toyota в партнерстве с газовой компанией Air Liquide рассчитывает наладить инфраструктуру в Нью-Йорке и Бостоне. В планах открыть здесь еще 12 заправочных станций, первая из которых начнет свою работу уже в этом году. В свете таких грандиозных планов не удивительно, что название модели Mirai в переводе с японского означает «будущее».

Важно заметить, что компания Hyundai тоже уделяет пристальное внимание развитию автомобилей на водородных топливных элементах. Так на выставке CES-2018 корейцы анонсировали своего нового участника класса FCEV – кроссовер Hyundai Nexo, который будет способен на одном баке проехать до 595 км. Этот автомобиль станет платформой для реализации разработки систем автономного вождения.

FCEV (Fuel Cell Electric Vehicle) – автомобиль, в устройстве которого лежат водородные топливные баки (водород представляет собой сжатый газ, как в автомобилях на природном газе), электродвигатель, аккумулятор и блок управления мощностью. Газообразный водород подается в топливный элемент, где он объединяется с кислородом из окружающей среды. Водород и кислород вступают в электрохимическую реакцию, производя электричество, которое используется для питания транспортного средства. Побочным продуктом реакции является вода.

Смотрите также: