Тест-драйв
Hyundai i40
Я работаю на метане
(03.08.2015 )
Фото: PushCAR

Обгоняя пробку по полосе общественного транспорта, размышляем о проекте внедрения в Москве такси, работающих на сжатом газе (метане).

Тест-драйв Hyundai i40: Я работаю на метане

Компания ООО «Газпром Газомоторное топливо» активно продвигает большой проект по внедрению автомобилей, работающих на сжатом газе (метане). Имеется в виду не принуждение физических лиц поставить на свой авто ГБО (газобаллонное оборудование), а организовать муниципальный транспорт (автобусы), коммунальные службы и сельхозтехнику на данном топливе. Если охарактеризовать вкратце – это дешевле (метан стоит ~14,95 руб. куб.м), безопаснее (высокая стойкость к детонации) и экологичнее (нормы Евро 4, Евро 5) в сравнении с бензиновым и дизельным топливом. Пока система только набирает обороты, и компания ООО «Газпром Газомоторное топливо» совместно с Правительством РФ продумывает различные льготы для владельцев таких машин. Например, Правительство России утвердило Правила предоставления субсидий из федерального бюджета субъектам РФ на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), работающих на ГМТ. На эти цели только в текущем году будет выделено 3 млрд рублей. Использование газа позволит российским потребителям не только уменьшить себестоимость перевозок, но и значительно улучшить экологическую обстановку, тем более, в мегаполисах. Об этом с ООО «Газпром Газомоторное Топливо» мы говорили еще в сентябре 2014 года в Набережных Челнах в инженерном центре команды КАМАЗ-Мастер. Тогда прессе представили действующий газовый КАМАЗ, участвующий в гонках Африка Рейс 2015 и использующий в качестве топлива смесь дизеля с метаном. В то время представители ООО «Газпром Газомоторное топливо» поставили себе пять основных задач:


  1. Развить инфраструктуру газомоторных объектов АГНКС (Автомобильные газонаполнительные компрессорные станции).

  2. Перевод общественного, коммунального, коммерческого, сельскохозяйственного и железнодорожного автотранспорта на метан.

  3. Стимулирование российских и зарубежных автопроизводителей на выпуск автомобилей на газомоторном топливе.

  4. Совершенствовать российские законы относительно регулирования газомоторного топлива в России.

  5. Расширить потребительский спрос на этот вид топлива.

Примерно в то же появился инновационный проект – московское такси, работающее на метане. В результате нам был предоставлен такой автомобиль – такси на базе Hyundai i40, полностью переделанное под метан.

Насколько получилось компании ООО «Газпром Газомоторное топливо» реализовать поставленные планы? Какие особенности ждут таксистов с такими машинами? Есть ли в этом проекте смысл? Во всех этих вопросах попробуем разобраться в ходе нашего тест-драйва.

Кратко о метане. Называют его природным газом. В жидкую фазу метан переходит только при низких температурах около –160°С, поэтому его хранят в газообразном виде, но под очень высоким давлением в 200 атмосфер. Метан чрезвычайно стабилен по своим свойствам во времени и в различных температурных условиях. С точки зрения количества теплоты на массу, это одно из лучших видов топлива. При сгорании образуется водяной пар и CO2. Ранее это был единственный вид моторного топлива, цена которого в России была ограничена законодательно (постановление Правительства Российской Федерации от 15.01.1993 № 31) и не могла превышать 50% от стоимости низкооктанового бензина (АИ-80). Теперь постановление упразднили, и стоимость топлива регулируется рыночными условиями.

Седан Hyundai i40 нам уже знаком, на универсалах i40 мы колесили по Карпатам в Украине, а на седане i40 ездили по Подмосковью.

Внешность i40 – это собрание утилитарности и современности. Спокойствие и струящиеся линии 2.0 делают свое дело. Смотришь на автомобиль, и он не вызывает особых чувств, он просто нравится, как хорошо сшитая футболка без рисунков и страз. Салон продолжает тенденцию внешнего облика, он большой и вместительный, с качественными материалами отделки. Наш автомобиль – в комплектации Comfort с 2-литровым атмосферным мотором мощностью 150 л.с. и автоматической трансмиссией. Наш тест совпал с началом старта продаж обновленной версии i40, которая уже доступна в салонах официальных дилеров Hyundai. То есть мы, приятно освежили память о Хендэ i40 перед знакомством с обновленной версией. На мой взгляд, для роли такси Hyundai i40 идеальный вариант, ведь это надежный автомобиль с пятилетней гарантией. Плюс к этому, в рамках проекта автомобили на метане могут быть куплены или оформлены в лизинг с полным сохранением гарантийных обязательств.

Если детально посмотреть на техническую начинку Hyundai i40 с ГБО, то она практически не отличается от обычной бензиновой версии. В багажнике установлен объемный баллон, занимающий ровно половину полезного пространства багажного отсека. От него идут шланги в моторный отсек, где они стыкуются с редуктором/регулятором давления, далее магистралью форсунок, тут же установлен заправочный модуль с вентилем и измеритель давления в баллоне. В корейском четырехцилиндровом моторе Nu 2.0 никаких доработок не произведено, за исключением перепрограммирования электронного блока управления. ГБО установлено итальянской марки LandiRenzo, которая является одной из лидирующих компаний в данной области. Реинжиниринг и настройка оборудования проводились в городе Тольятти совместно с итальянскими специалистами LandiRenzo. Сухой вес баллона без стального каркаса составляет 64 кг и вмещает в себя 18 куб.м природного газа, что эквивалентно 12,3 кг. Баллон промаркирован отметкой о сроке службы до 2027 года, то есть, его средний ресурс работы составляет 10-12 лет. Установка всего оборудования «под ключ» на Hyundai i40 и ему подобные будет составлять 75 – 100 тысяч рублей. Как и бензиновый мотор, ГБО тоже нужно обслуживать, регламент LandiRenzo совпадает с Hyundai, в рамках которого проводить ТО надо после 15 000 км пробега. Имейте в виду, что, используя этот автомобиль, надо будет проводить фактически два ТО – обычное, согласно сервисной книжке автомобиля, и для ГБО (замена фильтра, протяжка крепления баллона, проверка на герметичность системы, если необходимо - регулировка клапанов). Все устанавливаемое оборудование имеет сертификаты качества РФ.

В салоне слева от руля расположен маленький блок управления ГБО-системой, если говорить проще, то это просто переключатель с газа на бензин и наоборот. Также на нем есть неинформативная индикация по количеству газа в баллоне. Работает все просто – заводится автомобиль всегда при помощи бензиновой смеси, прогревается и переходит на газ, если принудительно не стоит переключатель на бензин. Если же по пути заканчивается газ, то об этом проинформирует блок управления звуковым сигналом. И можно самостоятельно, прямо на ходу, переключиться на бензин, либо система автоматически сделает эту операцию.

Если говорить о бензине, то бак тут 70 литров, и при спокойной езде можно получить средний расход в 10 литров на сотню. В этом случае полного бака хватит примерно на 700 км. Средняя стоимость литра АИ-92 равна 33,42 руб., полный бак обойдется в 2 350 рублей, то есть, километр пути будет стоить 3,3 рубля. Бак для газа вмещает 18 куб.м метана, которого должно хватать на 180 – 200 км (расход газа высчитывается коэффициентом 0,9 куб.м на один литр бензина, при расходе бензина 10 литров на 100 км, расход метана должен составлять 9 куб.м на 100 км). На самом деле, полный бак обеспечил нам при первой заправке всего 117 км пути, а после второй заправки – 143 км. То есть подсчеты о расходе не совпали с реальностью. Странная вышла погрешность, и мы подумали, что, возможно, с автомобилем что-то не так, но после теста автомобиль проверили специалисты обслуживающей компании ООО «АТС-сервис». Тимур Сорин, генеральный директор ООО «АТС-сервис» уверил нас, что все с уплотнителями и вентилями в порядке. Заявили, что типичной ошибкой считается незакрытый до конца вентиль заправочного устройства, но мы проверяли вентиль после закрытия клапана, и все было плотно закручено. Утром, садясь в машину, я и коллеги чувствовали запах газа в салоне. Явно что-то было не в порядке! Но важно учитывать, что сам метан не имеет запаха (в газ специально добавляются одоранты с «запахом газа», помогающие определять его утечку) и не опасен при вдыхании человеком.

Теперь о деньгах на газ, метан на АГНКС №10 стоит 14,95 рублей за куб.м, баллон вмещает 18 куб.м, итого получаем 270 рублей за одну заправку баллона. При таком раскладе километр пути будет стоить 1,9 руб. Если бы пробег был обещанные 200 км на одном баллоне, то километр пути обходился бы в 1,4 рубля, то есть, в два раза меньше, чем бензин. Не стоит забывать, что средний пробег такси в день порядка 300 км, то есть, водителю придется второй раз заправляться, тратя на это драгоценные километры до заправочного комплекса. А так как в Москве на данный момент всего пять штук АГНКС и все они на МКАДе, то холостой пробег в среднем будет составлять 30-40 км. Еще есть три заправки в Коломне, Сергиевом Посаде и Орехово-Зуево. Важно отметить и то, что аренда автомобиля с ГБО на 180 рублей в день дороже обычного бензинового, и это будет выгодно только при долгосрочной аренде. Именно при долгосрочном партнерстве можно увидеть реальную перспективу и выгоду этих автомобилей. Как я говорил выше, такси проезжает в день ~300 км, используется 365 дней в году, всего в год проезжает 109 500 км. Затраты на бензин АИ-92, без учета удорожания, составят 208 050 рублей. Затраты на природный газ (метан) за год составят 153 300 рублей. Получаем, что в случае использования i40 с ГБО при одинаковом пробеге мы экономим 54 750 рублей с одной машины. Нетрудно прикинуть, если таксопарк 100 машин – экономия 5 475 000 рублей. Конечно, учитывая стоимость установки ГБО в 70-100 тысяч рублей, реальной экономия будет только после двух и более лет пробега. Для частников ГБО тоже может быть актуальным, но только если у вас большие пробеги и ездить вы планируете 5 – 7 лет, как минимум.

Ощущения от вождения газового автомобиля практически не отличаются от бензинового аналога. Единственное, что замечаешь – более плавные реакции и более медленное ускорение. На мой взгляд, для такси это скорее плюс, чем минус. Водитель автоматически перестанет лихачить, а пассажирам будет комфортнее в салоне. Смело можно оценить динамику как удовлетворительную. Некоторые считают, что газ вреден для мотора, но в случае с метаном это не так, наоборот, он не смывает масляную пленку со стенок цилиндров и не разжижает ее, как бензин, что положительно сказывается на ресурсе двигателя. Обеспечивает более полное сгорание смеси и не допускает дополнительное загрязнение мотора.

Многих дилетантов в этом деле всегда беспокоит безопасность автомобиля. Вдруг попадешь в ДТП или вдруг сам баллон однажды рванет. Сразу отмечу, что это практически исключено. По сравнению с бензином, метан намного безопаснее. Сжатый метан обладает большей стойкостью к детонации (4 класс – вещества, слабочувствительные к возбуждению взрывных процессов), этот газ летуч и не скапливается в салоне автомобиля. Однако, произошедшая с нами ситуация все равно заставила больше понервничать, чем на любом другом авто. Двигаясь в пробке по Большой Дорогомиловской улице, увлеченная телефоном девушка за рулем Nissan Qashqai протаранила нас в заднюю часть. Удар был несильным, но в момент удара казалось, что бампер точно разбит, и появилась мысль – Как там баллон? Крепкий бампер Hyundai i40 выдержал удар и даже не помялся, с баллоном тоже все было в порядке. Если бы удар был большей силы, повлекший за собой сильные повреждения задней части автомобиля, то и в этом случае баллон не представляет опасности взрыва. По крайней мере, об этом говоря все данные по метану, а также обслуживающая компания и производитель ГБО.

Какие же стоит сделать выводы? На технические данные ГБО особо не повлияло, автомобиль хорошо едет, и для такси это норма. Багажный отсек Hyundai i40 равен 503 л, после установки баллона остается только 250 литров. Для примера, этот объем багажника меньше, чем у Audi A1 (объем багажника равен 270 л). Такой багажник вмещает один или два чемодана максимум. Поэтому компания сейчас думает о таких решениях, как установка багажных боксов на крышу, чтобы удовлетворить потребности клиентов. Индикация о заправке в салоне никакая, едешь и ориентируешься на одометр, а если забудешь сбить «трип» или собьешься со счета километров, то закончившийся бак газа станет сюрпризом. Неоднозначны и данные о расходе газа и километраже – 117 км проедешь или 143 км, а, может быть, и все 200. Одним словом – это загадка. На заправке, все той же АГНКС №10 на МКАДе, я встретил таксиста на автомобиле Ford Focus универсал, который заправлял свой авто. Он поделился, что автомобиль на метане ему нравится, и проезжает он порядка 220 – 250 километров на одной заправке. Запаха в салоне у него нет. Время заправки составляет в среднем 5-7 минут. Единственный очень весомый минус – это полное отсутствие заправок и инфраструктуры. Заправки выглядят, как в 80-х годах, одинокая будка с решеткой и кассир, нет ни магазина, ни сопутствующих услуг. Вместе с автомобилем на тест-драйв мы получили топливную карту «Газпром», которая должна была оплатить все заправки, и это было приятным бонусом. Но в итоге, кассир, увидев эту карту, сказал: «Это пока не работает, а если и включается система, то очень редко. Давайте, пожалуйста, наличные!» Судя по виду и реакции кассира, эти карты он видит часто, но «провести» их не может. Да и таксист на Ford Focus заправлялся за наличные и о картах ничего не слышал.

С момента нашей встречи с ООО «Газпром Газомоторное Топливо» прошел почти год, и, насколько мне известно, пять действующих АГНКС на МКАДе как были, так и остались. Причем они даже не изменились внешне, не сделан косметический ремонт, и не обустроена территория. Как было, так и осталось. Сервис топливных карт не работает, реальных движений по этому проекту не наблюдается. Посмотрим, как часто в городе мы будем встречать такси на сжатом газе, повлияет ли это на снижение тарифов на перевозки, будет ли спрос на такие автомобили у таксопарков, и поменяется ли инфраструктура автозаправочных комплексов. Пока этот проект можно охарактеризовать как перспективный «старт-ап», который требует доработок.

Выражаем благодарность компании «СОЛТ» за предоставленный на тест-драйв автомобиль